Регламент соревнований по спортивному туризму в группе дисциплин «дистанции — горные». Санкт-Петербург 2010 г.

В редакции горной комиссии Санкт-Петербурга от 4.05.2010.

Спортивный туризм, группа дисциплин «дистанция - горная»

Код вида по ВРВС: 0840101411Я, 0840211411Я

1. Общие положения

1.1.1. Соревнования по спортивному туризму в группе дисциплин: дистанции – горные (далее соревнования), заключаются в прохождении спортивной дистанции, проложенной по разнообразным формам горного и горного искусственного рельефа (скальном, ледовом, локально-водном, снежном, осыпном и т.д.). Соревнования проводятся в следующих видах дистанций:

  • Дистанция – горная – команда (0840211411Я);
  • Дистанция – горная – связка (0840101411Я);
  • Дистанция – горная.

1.1.2. Соревнования по данным видам дистанций проводятся в виде командных соревнований по 4-6 человек, соревнований связок по 2 человека (муж., смеш., жен.) и личных (лично-командных) соревнований.

1.1.3. Соревнования могут проводиться на дистанциях как с обязательными для прохождения маршрутами или обязательными для выполнения техническими приёмами, так и с самостоятельным выбором маршрута (тех. приёма) или маршрутов (тех. приёмов).

1.1.4. Допускается логически обоснованное соединение специальных технических приемов в одну дистанцию соревнований, нескольких отдельных дистанций в одну общую или всех дистанций в одну трассу соревнований с прохождением ее в установленное время с промежуточными финишами (по аналогии с ралли).

1.1.5. Соревнования проводятся в соответствии с действующими Правилами соревнований по спортивному туризму «Группа дисциплин дистанция», настоящим Регламентом и Приложениями к нему, Условиями проведения соревнований и Условиями прохождения дистанции.

1.2. Дистанции соревнований

1.2.1. Дистанция соревнований может быть проложена на одном или нескольких обособлено расположенных полигонах (например, скальных выходах) и состоять из отдельных:

а) маршрутов – локальных участков дистанции между двумя пунктами страховки (ПС);

б) этапов – нескольких логически объединенных маршрутов;

в) блоков этапов – совокупности нескольких объединенных общей идей или расположенных обособлено отдельных этапов;

г) переходов – участков дистанции, соединяющих отдельные этапы или блоки этапов.

1.2.2. Параметры определения класса дистанций: 
Таблица 1

Класс дистанции Минимальная протяженность, м Рекомендуемый набор элементов перепад высот, м крутизна определяю щих препятствий, не менее Краткая характеристика сложных участков рельефа, технических приемов
6 120 подъемы, спуски, траверсы, переправы 50 80°

Для скального рельефа: сложное лазание, уровень маршрута от 6а до 7а (французская классификация)*, возможно прохождение карнизов или участков с отрицательной крутизной, использование искусственных точек опоры (ИТО), на спусках преодоление нависающих участков, крутизной 120 – 150° или козырьков.

Для ледового рельефа: подъем на передних зубьях кошек, прохождение нависающих участков (120-150°). Необходимость использования специальных ледовых инструментов и ледобуров в качестве ИТО.

Организация специальных технических приемов: транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу. Работа на неудобных ограниченных площадках. Возможна работа с пунктов на отвесах и нависаниях.

5 100 подъемы, спуски, траверсы, переправы 40 70°

Для скального рельефа: сложное лазание, уровень маршрута от 5a до 6а+ (фр.),* возможно с  прохождением участков с отрицательной крутизной, использование ИТО.

Для ледового рельефа: подъем на передних зубьях кошек, прохождение отвесных или нависающих участков. Необходимость использования специальных ледовых инструментов, ИТО.

Организация специальных технических приемов: транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу. Работа на неудобных локальных площадках. Возможны сложные перестежки транспортируемого в висе.

4 80 подъемы, спуски, траверсы, переправы 30 60°

Для скального рельефа: уровень маршрута до 5b (фр.)*, возможно использование ИТО.

Для ледового рельефа: подъем на передних зубьях кошек (до 70% подъема), стенка 5-7 м, 70-80°.

Организация специальных технических приемов: транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу. Работа на удобных локальных площадках.

3 60 подъемы, спуски, переправы через условную воду или с наклоном не более 30% 25 50°

Для скального рельефа: более 30% подъема с неудоб­ными зацепками, опорами на трении, стенки 3-5 м, 60-70°, неудобные полки в пунктах страховки

Для ледового рельефа: стенки по 3-5 м, 60-70° подъ­ем на передних зубьях кошек до 50% подъема.

Организация специальных технических приемов: спуск, подъем и транспортировка участника различными способами по разнообразному рельефу.

2 40 подъемы, спуски, переправы через условную воду (в т. ч. по бревну) 20 45°

Для скального рельефа: отдельные участки (20 %) с неудобными зацепками, стенка 2-3 м, 50-60°, удоб­ные, но ограниченные полки в пунктах страховки.

Для снежно-ледового рельефа: подъем и спуск в кошках по склону 10-15 м, 40-45°, взаимодействие связок

Организация специальных технических приемов:   извлечение участника из трещины или спуск по склону.

1 30 подъемы, спуски 15 45°

Для скального рельефа: удобные зацепки и полки в пунктах страховки

Для снежно-ледового рельефа: подъем, спуск по сту­пеням, движение в связках

* См. Приложение 3

Примечание к таблице 1:

1. Протяженность определяется как сумма длин этапов. В протяженность не входит переход между этапами.

2. Перепад высот определяется как сумма расстояний по вертикали от уровня начала этапа до уровня окончания этапа при подъеме. При проведении соревнований на рельефе с небольшим перепадом высот допускается на одной дистанции суммирование высот подъема на отдельных участках этапов подъема, но не более 3 этапов.

3. Окончательное определение класса дистанции осуществляется инспектором дистанции.

4. В зависимости от рельефа, природных факторов и др. причин судейская коллегия имеет право уменьшить указанные параметры, но не более, чем на 20 %,

1.2.3. Предполагаемое (рекомендуемое) время прохождения дистанции в зависимости от класса дистанций и количества участников.

Таблица 2

Кол-во человек Класс дистанции и ориентировочное среднее время прохождения в мин.
  6 5 4 3 2 1
6 80 70 50 30 20 15
5 75 65 45 30 20 15
4 70 60 40 25 18 12
3 65 50 35 25 18 12
2 50 35 25 18 14 8
1 15 10 8 5

1.3. Прохождение дистанции.

1.3.1. Прохождением дистанции соревнований считается прохождение через контрольные пункты от старта до финиша всеми участниками соревнований (команда, связка, участник), контрольным грузом и командным снаряжением (основные веревки хотя бы одним концом), с выполнением Условий проведения соревнований и в соответствии с Условиями прохождения дистанции.

1.3.2. Особенности прохождения дистанции, старта и финиша оговариваются Условиями про­ведения соревнований и/или Условиями прохождения дистанции и разъясняются при демонстрации (показе) дистанции или отдельных ее этапов (маршрутов, блоков). Условия проведения соревнований и схема дистанции, с указанием границ дистанции, места старта и финиша, зон ограничений, контрольных пунктов, пунктов страховки, пунктов смены ведущего и т.п. доводятся письменно до сведения представителям команд до показа и разъяснения дистанции. Разъяснения по прохождению дистанции являются дополнением к Условиям проведения соревнований и фиксируются в протоколе показа, который вывешивается на месте старта не позднее, чем за 30 мин. до старта первой команды (связки, участника).

1.3.3. Как правило условия прохождения дистанций соревнований состоят из двух частей:

а) «Общие условия» - Условия проведения соревнований в целом. Разрабатывают, в том случае, если соревнования предусматривают несколько видов программы (прохождение более одной дистанции);

б) «Условия прохождения дистанции» - Условия выступления по отдельным видам программы, т.е. по прохождению отдельных дистанций.

1.3.4. Команда (связка, участник), готовая для прохождения дистанции, должна явиться к судье при участниках сразу после старта предыдущей команды (связки, участника). На проверку снаряжения и подготовку к старту предоставляется определенное время, зависящее от занятости дистанции, и затем команда (связка, участник), вызывается в стартовую зону. По истечении 10 минут (5 минут - для связок и участников) после вызова в стартовую зону дается старт независимо от степени готовности участников. Увеличить это время может главный судья соревнований или его заместитель на дистанции (по виду или по судейству).

1.3.5. На всех классах дистанций могут быть предусмотрены укороченные варианты, прохождение которых оговаривается в Условиях прохождения дистанций.

1.3.6. Финиш на дистанции определяется по пересечению финишной линии участником, всех участников связки или команды (группы), контрольного груза и командного снаряжения или отказу от него, если финиш не оговорен особо в Условиях прохождения дистанции.

1.3.7. Началом движения участника на этапе (маршруте) является снятие его с самостраховки (если начало этапа находиться в опасной зоне) или пересечение естественной, условной или нанесенной на рельеф линии, обозначающей границы этапа (если начало этапа находиться в безопасной зоне, когда участник не стоит на самостраховке).

1.3.8. Посещением пункта (контрольного, страховочного и др.) является касание участником перил самостраховки или точки страховки (петли) на данном пункте или обозначенной области.

1.3.9. На дистанции может быть предусмотрена транспортировка контрольного груза, вес которого и его распределение определяется Положением или Условиями проведения соревнований.

1.3.10. Прохождением контрольного груза и командного снаряжения через пункт считается посещение пункта участником (п. 1.3.8.), несущим груз или командное снаряжение, или касание груза (командного снаряжения) участником, находящимся на этом пункте.

1.3.11. Запрещается одновременное движение на одном маршруте двух и более участников, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

1.4. Обеспечение безопасности на дистанции

1.4.1. Участок рельефа, используемый для оборудования дистанции, не должен находиться в месте, опасном из-за возможности обвалов, лавин, камнепадов, селевых потоков, наличия скрытых трещин и др. Его необходимо тщательно очистить от свободно лежащих или непрочно закрепленных предметов (камней, кусков льда и др.), а в случае невозможности их удаления, необходимо установить вокруг них зону ограничения в виде замкнутой линии. Участок реки, выбранный для оборудования дистанции, должен иметь безопасные подходы к месту переправы.

1.4.2. Места старта и финиша и предстартовая зона должны иметь достаточные размеры для размещения участников с контрольным грузом и снаряжением.

1.4.3. Пункты страховки и самостраховки, закрепления и наращивания веревки, организации спуска и «маятника» и др. оборудуются на дистанции судьями, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

1.4.4. Все судьи на дистанции должны находиться в касках и должны быть обеспечены самостраховкой или страховочными перилами.

1.4.5. При проведении соревнования на высотах более 3000 метров в Положении оговариваются дополнительные требования к участникам делегаций по высотной акклиматизации.

1.5. Тактика

1.5.1. Необходимость составления заявки по тактике и требования к ней устанавливаются Условиями проведения соревнований. Заявка составляется в соответствии с образцом, представленным судейской коллегией, и может включать:

  • количество участников на маршрутах;
  • способы движения и транспортировки участников;
  • способы транспортировки контрольного груза;
  • способы или схемы выполнения технических приемов;
  • пункты применения технических приемов;
  • и т.п. в соответствии с Условиями прохождения дистанции.

1.5.2. Все обозначения в заявке по тактике выполняются в соответствии с требованиями Приложения 1 к настоящему Регламенту.

1.5.3. Прием заявок прекращается за 15 мин. до старта первой команды (связки, участника) на дистанции, если иное не оговорено Условиями проведения соревнований.

1.6. Определение результатов соревнований

1.6.1. Соревнования проводятся с использованием штрафной системы судейства.

1.6.2. Результат прохождения дистанции определяется суммированием баллов за время и  штрафных баллов за нарушение техники и изменение тактики,  при этом более высокое место получает команда (связка, участник) с меньшей суммой баллов.

1.6.3. Для перевода времени прохождения дистанций (Т) в баллы на всех командных дистанциях устанавливается соотношение: 1 минута = 2 балла, на дистанциях связок или личных: 1 минута = 4 балла, если иное не оговорено особо Условиями проведения соревнований. При этом подсчет производится с точностью до 0,01 балла.

1.6.4. Команды (связки, участники), прошедшие дистанцию по укороченному маршруту, занимают места после команд (связок, участников), прошедших дистанцию полностью.

1.6.5. Результат команды в общем зачете (по всем дистанциям) определяется по наименьшей сумме мест, занятых на отдельных дистанциях. При равенстве суммы мест у нескольких команд, предпочтение отдается команде, занявшей лучшее место на основной дистанции соревнований, оговоренной Положением.

1.6.6. Команды, не имеющие зачета на одной или нескольких дистанциях, занимают в общем зачете места после команд, имеющих более полный зачет.

2. Снаряжение

Ответственность за используемое личное и групповое командное снаряжение несут участники и представитель делегации (тренер команды). Снаряжение должно быть осмотрено и допущено к применению на соревнованиях технической комиссией. К снаряжению, подлежащему осмотру, относятся все элементы страховки и самостраховки: основные веревки, ИСС (индивидуальные страховочные системы), элементы их блокировки, самостраховки, карабины, специальные устройства и т.д., а также защитные каски и рукавицы (перчатки).

2.1. Веревки

2.1.1. Основная веревка – это веревка диаметром не менее 10 мм, имеющая разрывное усилие не менее 1600 кг и длиной не менее 5 м.

2.1.2. Веревка не должна иметь повреждений оплетки и прядей.

2.1.3. Использование строп и тесьмы вместо основных веревок для применения по пункту 2.1.1. запрещено даже при условии равнопрочности перечисленного снаряжения.

2.1.4. Двойной веревкой является:
а) сдвоенная, т.е. сложенная вдвое и разделенная узлами (узлом) на две независимые веревки и имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви;

б) две отдельные веревки.

2.1.5. В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), поврежденный участок должен быть немедленно исключен из эксплуатации.

2.2. Карабины

2.2.1. В элементах технических приемов, при работе со страховочными веревками и для самостраховки участников могут применяться только сертифицированные карабины с муфтами, имеющие разрывное усилие по основной оси не менее 2000 кг, не имеющие каких-либо доработок и повреждений, могущих снизить их прочность. Карабины, имеющие износ в рабочем сечении более 10 %, а также имеющие неисправные пружины защелки или муфты к использованию не допускаются.

2.2.2. Использовать карабины без муфт допускается:

  • в оттяжках, используемых на ППС;
  • для транспортировки снаряжения и контрольного груза;
  • для иных вспомогательных целей, не влияющих на безопасность.

2.3. Специальное снаряжение

2.3.1. Блоки, используемые для движения участников по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы и иметь щечки, не портящие веревку.

2.3.2. Длина оттяжек не более 0,5 м(включая ее карабины), лесенок не более 1,5 метра(включая ее карабины), если это особо не оговорено в Условиях прохождения дистанции.

2.3.3. Фиксирующими устройствами, применяемыми на основных веревках, являются не повреждающие веревку и предназначенные для использования в этих целях производителем, или схватывающие узлы.

2.3.4. Все нестандартное снаряжение, используемое в системах транспортировки участника или закреплении переправ должно быть продублировано стандартным снаряжением. Применение самосбрасывающихся элементов и саморазвязывающихся узлов не допускается.

2.4. Индивидуальные страховочные системы

2.4.1. Запрещено использование участниками самодельных страховочных систем.

2.4.2. Допускается использование индивидуальных страховочных систем (ИСС), охватывающих бедра и грудь, цельных, или состоящих из беседочной и грудной частей, которые соединяются на груди участника отрезком основной веревки (блокировкой) при помощи соответствующих узлов или специально предназначенным для этих целей карабином.

2.4.3. Точка крепления командной и/или судейской страховки к ИСС должна находиться на уровне груди.

2.5. Самостраховка

2.5.1. Самостраховка выполняется из основной веревки диаметром не менее 10 мм. Возможно использование сертифицированных строп, лент и пр. с разрывным усилием не менее 1600 кг.

2.5.2. Длина самостраховки не должна превышать 1,5 м (включая ее карабины).

2.5.3. Самостраховка может крепиться к страховочной системе посредством узла или карабина.

2.5.4. Самостраховка может крепиться спереди на уровне пояса выше центра тяжести, исключая опрокидывание участника.

2.6. Каски

2.6.1. При прохождении дистанции участник обязан постоянно находиться в каске.

2.6.2. Разрешено использование только сертифицированных касок, если иное не оговорено дополнительно.

2.6.3. Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове и шнуром, исключающим потерю каски участником.

2.6.4. На каске каждого участника должен быть нанесен свой номер (от 1 до 8). Номера наносятся арабскими цифрами по два с диаметральным расположением на каске, резко отличающимся цветом и должны легко считываться на расстоянии до 10 м. На каске капитана команды должен быть отличительный знак «К».

2.7. Узлы

2.7.1. Применяемые для выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендуемых к применению Приложением № 2 к настоящему Регламенту.

2.7.2. Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению.

2.7.3. Участникам при прохождении дистанции запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.

2.8. Командные пункты страховки (ПС)

2.8.1. В случаях, когда в соответствии с Условиями проведения соревнований команда (группа, связка, участник) обязаны, пользуясь своим снаряжением, сама организовать в указанных судейской коллегией местах командные пункты страховки, эти пункты должны быть сблокированы с судейским пунктом страховки.

2.8.2. В качестве материала для оборудования командных пунктов страховки могут применяться куски основной веревки или сертифицированные страховочные петли.

2.9. Контрольный груз

2.9.1. Вес контрольного груза определяется Условиями проведения соревнований. Контрольный груз выдается команде (связке, участнику) судейской коллегией.

2.9.2. Контрольный груз транспортируется в отдельных (от снаряжения) командных рюкзаках. Запрещается транспортировать рюкзаки с контрольным грузом внутри рюкзаков со снаряжением.

2.9.3. Подъем рюкзаков с контрольным грузом осуществляется любым способом, спуск только на участниках или по крутонаклонной переправе с сопровождением веревкой с верхнего ПС, что должно быть оговорено в Условиях прохождения дистанции. Транспортировка контрольного груза на любых видах переправ осуществляется отдельно от участника.

2.9.4. Открывать рюкзак с контрольным грузом и оставлять его (как и рюкзак со снаряжением) незастрахованным на дистанции запрещается (за исключением мест, специально оговоренных Условиями прохождения дистанции).

3. Страховка

3.1. Все участники, находящиеся на дистанции, должны быть обеспечены верхней страховкой или самостраховкой, если иное не оговорено особо Условиями прохождения дистанции. Количество участников, которым на каждом конкретном маршруте обеспечивается судейская страховка, оговаривается в Условиях прохождения дистанции. Дистанции соревнований могут включать отдельные участки, на которых не требуется организации страховки или самостраховки, что также оговаривается особо в Условиях прохождения дистанции.

3.2. Организацию командной страховки и самостраховки при прохождении дистанции разрешается осуществлять только через соответствующие пункты страховки (ПС, КП) и пункты промежуточной страховки (ППС), оборудованные службой дистанции, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

3.3. Запрещается нагружение судейской страховки. Положение судейской страховки участник должен контролировать самостоятельно.

3.4. На сдвоенных судейских перилах может находиться любое количество участников, на локальном участке одинарных перилах – один. Судейские пункты страховки из сдвоенной веревки в пунктах страховки, контрольных пунктах и пр. разрешается использовать для любого количества элементов, при этом разрешается закреплять перила и веревки для любых технических приемов, а также осуществлять страховку только в специально оборудованные судейские петли. Иные требования по использованию петель (крючьев) могут оговариваться в Условиях прохождения дистанции или проведения соревнований.

3.5. Прикрепление судейской страховки к участнику и ее снятие выполняется участником самостоятельно под контролем судьи. Если участник предпринял попытку начала движения без судейской страховки, судья обязан остановить его и потребовать прикрепления судейской страховки. При этом никаким штрафом участник не наказывается.

3.6. Страховочные веревки и самостраховка закрепляются фиксировано к ИСС участника только спереди, при этом страховка на груди участника. Судейская страховка – на отдельном личном карабине. Точки крепления страховок относительно центра тяжести участника должны исключать возможность самопроизвольного переворота или разворота участника, несущего контрольный или командный груз.

3.7. Использование страховочной веревки для вытягивания или спуска участника запрещается.

Срыв с повисанием на командной страховке не штрафуется.

Не считается нарушением фиксация положения участника с использованием командной страховки.

Например, участнику, который страхует, дается команда: «Закрепи!». После чёткого ответа страхующего: «Закрепил!», участник на маршруте может повиснуть на командной страховке, использовать её как опору, но не использовать как перила для движения (при нарушении штраф – неправильная страховка (3 балла).

Не является нарушением возвращение на страховочной веревке участника, который не может продолжить подъем, на исходную площадку (полку).

3.8. Командная страховка на дистанциях осуществляется через страховочные устройства, размещенные на пунктах страховки или приспособленных для этого точках (оборудованных судейской коллегией), если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции. Использование механических страховочных (самостраховочных) устройств допускается, согласно паспорта технического изделия и инструкции по его применению.

3.9. Применение для командной страховки или самостраховки схватывающих узлов запрещается, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

3.10. При страховке через страховочные устройства допускается страховка без рукавиц. В особых случаях, в связи с характером горной породы и пр., судейская коллегия может запретить страховку без рукавиц (специализированных перчаток), о чем должно быть особо оговорено в Условиях проведения соревнований.

3.11. При крутизне склона менее 50°, при перегибе страховочной веревки с трением о рельеф с углом наклона от точки выхода веревки с перегибом к горизонту менее 50°, а также при прохождении наклонной переправы разрешается осуществлять командную страховку непосредственно через карабин ПС с углом охвата не менее 90°, что обязательно должно быть указано в Условиях прохождения дистанции. Участник, осуществляющий страховку, должен находится в рукавицах (перчатках). Перчатки, используемые для страховки, должны быть сертифицированы или допущены технической комиссией.

3.12. Запрещается одновременная страховка одним страхующим двух и более участников.

3.13 Подъем и спуск "пострадавшего" с(на) сопровождающим осуществляется с использованием не менее 3 командных веревок: либо на одинарной транспортировочной веревке + 2 страховочные веревки ("пострадавшему" и сопровождающему), либо на двойной транспортировочной веревке, связанной вместе узлом в районе контроля сопровождающего участника + страховка одинарной веревкой. Кроме того "пострадавший" обеспечивается судейской страховкой. Необходима также блокировка этих участников в системе самостраховки. Запрещается одновременная работа страхующего с транспортировочной веревкой. В качестве фиксирующих устройств при работе на грузовых и вспомогательных веревках разрешено применять зажимы, не повреждающие веревку, узлы Гарда и Бахмана, реверс, схватывающие узлы из 6 мм репшнура (одинарный на одной веревке, двойной на сдвоенной). Только в случае страховки жестко сблокированной пары транспортируемых участников допускается работа одного страхующего с двумя страховками через самосхватывающие тормозные устройства.

3.14 При транспортировке пострадавшего на(с) сопровождающем по наклонным (косым) маршрутам дополнительно должны быть оборудованы противомаятниковые мероприятия. При траверсах пострадавшего на(с) сопровождающем, кроме веревок сопровождения, должна быть обеспечена страховка в сторону движения.

3.15. Расстояние между командными ППС, а также от ПС до первого (последнего) ППС на вертикальных и круто-наклонных участках должно составлять, как правило, от 2 до 5 метров и может дополнительно оговариваться Условиями прохождения дистанции.

3.16. Допускается проведение соревнований с организацией движения первого участника только с нижней командной страховкой и без предоставления верхней судейской страховки по специально оборудованному маршруту. При этом пропуск судейского ППС запрещается (снятие команды, связки, участника). Веревка нижней страховки - только динамическая. На таких дистанциях страховка обязательно через страховочные устройства.

3.17. Страховкой при переправах является комплекс из транспортировочных веревок и:  

  • сопровождающей веревки при горизонтальных переправах;
  • верхней командной страховки при наклонных и крутонаклонных переправах, при этом допускается осуществлять верхнюю командную страховку через страховочное устройство или обеспечивая необходимое трение не менее чем через два страховочных карабина на разных ПС.

3.18. Приспособления для страховочных точек на скальном и ледовом рельефе:

  • на скальном рельефе применяются элементы, по паспорту и инструкции применения предназначенные для страховки - скальные крючья, различные формы скальных закладок, френды и др.,
  • на ледовом рельефе применяются ледобурные крючья диаметром не менее 20 мм, и длиной не менее 150 мм. При этом они должны быть завинчены в лед полностью так, чтобы серьга подключения к ледобуру страховочного или крепежного карабина ложилась на лед, если иное не оговорено Условиями прохождения дистанции.

4. Разъяснение нарушений

4.1. При судействе по штрафной системе в случае нарушения участник получает штрафные баллы согласно таблице нарушений и её разъяснений. Если таблицей нарушений данное  нарушение не классифицировано, то штраф не выставляется. Прилагаемая таблица нарушений может быть дополнена или изменена разъяснениями в Условиях проведения соревнований.

4.2. Если одно нарушение влечет за собой возникновение еще одного или нескольких нарушений, подлежащих штрафу, то на участника налагается один штраф равный максимальному значению штрафа, входящего в этот перечень нарушений.

4.3. При прохождении дистанции участниками судьи на этапе фиксируют ошибки, отмечают нарушения в судейских карточках и объявляют их участникам. Если допущенная ошибка непосредственно ведет к нарушению безопасности, то судья требует ее устранения, вплоть до остановки движения участника или команды (связки, участника). Например: участник предпринял попытку выхода на маршрут без верхней судейской или командной страховки. Судья обязан остановить его и потребовать обеспечения страховки.

4.4. За невыполнение требований судьи команда (связка, участник) могут быть сняты с дистанции решением главного судьи или заместителем главного судьи по судейству (виду дистанции).

4.5. Нарушения, наказываемые штрафом «снятие», должны фиксироваться судьями. Решение о снятии команды (связки, участника) с дистанции принимает главный судья соревнований или заместитель главного судьи по дистанции (по виду или по судейству).

4.6. Если допущенные участниками соревнований нарушения (не связанные с безопасностью) не оговорены Правилами, Положением, Условиями или настоящим Регламентом, то они должны трактоваться в пользу участников.

4.7. По Условиям проведения соревнований, Условиям прохождения дистанции, таблицам штрафов и другим вопросам судейства официальными являются разъяснения главного судьи соревнований, а на дистанциях – его заместителей, зафиксированные в протоколе, вывешенные для информации не менее чем за 30 минут до старта первого участника, связки, команды.

4.8. Все пункты Регламента с указанием «Запрещается» следует понимать таким образом:

  • судья предупреждает команду (связку, участника) о запрещении выполнения приема, действия и т.д. и сообщает об этом зам. Гл. судьи;
  • в случае игнорирования запрещения – команда (связка, участник) может быть снята с данного вида соревнований.

5. Нарушений по технике

Штрафная система судейства
Таблица 3

№ п/п Нарушения, ошибки Штраф в баллах Описание нарушения
1 Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции Снятие Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функции Страховка (при отсутствии самостраховки) отстегнулась и ее невозможно немедленно восстановить. Недопустимо большой маятник (после трех предупреждений).
2 Прекращение страховки (самостраховки) 5

Временное отсутствие у участника страховки или самостраховки. Страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без нарушения безопасности, Условий и без перемещения по рельефу.

  • прекращение страховки страхующим,
  • неправильный переход от страховки к самостраховке,
  • неправильные движения на перилах,
  • большой маятник (после двух предупреждений).
3 Неправильная страховка (самостраховка) 3

Страховка, которая может не обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего:

  • неправильные действия страхующего;
  • неправильные действия страхуемого, в т. ч. выход на маятник (после предупреждения);
  • неправильное расположение страхующего;
  • неправильное движение по перилам;
  • отсутствие узла на конце спусковой веревки.
4 Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке Снятие Полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельефе) с прекращением падения благодаря срабатыванию судейской страховки. Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховки и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, штраф не выставляется. Нагружение пункта промежуточной судейской страховки (при движении без верхней судейской страховки).
5 Использование судейской страховки как точки опоры для передвижения 10 Каждое однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование её для поддержания равновесия.
6 Выход за ограничение Снятие Нарушением считается полный выход (всеми точками опоры) участника за ограничения и продолжение движения за зоной ограничения.
7 Использование опоры за ограничением 10

Нагружение конечностью или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Если участник выходит за ограничение в результате срыва – штраф «выход за ограничение» не ставится;

  • касание воды (земли) участником в зоне ограничений при переправе.
  • Касание опоры за ограничением стоя на месте не штрафуется.
8 Пропуск пункта промежуточной страховки 5

Нарушением считается если расстояние между ППС (или ПС и ППС) превышает допустимый интервал после прощелкивания страховочной веревки в карабин на следующем пункте, если иной интервал не оговорен в Условиях прохождения дистанции;

  • забитый командный крюк вырвался в пункте промежуточной страховке при прохождении первого участника до его постановки на самостраховку или при выполнении этапа траверс, что привело к нарушению расстояния между ППС (ПС).
9 Не выбит командный крюк (пункт промежуточной страховки) 5 Нарушением считается оставление на дистанции после финиша команды или прохождения этапа забитого командного крюка или закладного элемента.
10 Неправильное выполнение элемента технического приема 5  
  • провис транспортировочных веревок ниже ног сопровождающего,
  • неодинаковое натяжение ветвей транспортировочных веревок,
  • перенос нагрузки при транспортировке на грудную обвязку,
  • двойные веревки выше точки закрепления транспортируемого участника не связаны общим узлом,
  • отсутствие фиксирующего схватывающего узла или устройства на транспортировочных(ой) веревках(е);
  • фиксирующий узел на двойных веревках связан из одинарного репшнура,
  • фиксирующее устройство из репшнура закреплено на карабине, входящем в систему полиспаста или тормоза,
  • концы транспортировочных веревок не закреплены,
  • резкое протравливание транспортировочных веревок,
  • сопровождающий не предохраняет транспортируемого участника от ударов о рельеф,
  • неаккуратное обращение с транспортируемым участником,
  • отсутствие фиксирующего устройства в системе спуска-подъема,
  • транспортируемый участник оказывает помощь во время подготовки к транспортировке или во время движения.
11 Потеря контрольного груза снятие
  • груз оставлен на дистанции и команда не в состоянии вернуть его без нарушения Условий или обеспечения безопасности;
  • падение контрольного груза. К нарушению относится также повреждение упаковки контрольного груза, повлекшее за собой утерю его части;
Потеря основной веревки 10 Отказ или невозможность вернуть снаряжение без нарушения условий.
  • потеря (отказ) основной веревки длиной не менее 5 м;
  • сбрасывание (перебрасывание) веревки не закрепленной одним концом;
Потеря прочего снаряжения 1
  • каждая оставленная или утерянная единица снаряжения или сблокированная система снаряжения. Оттяжка с карабинами – 1 балл. Крюк с оттяжкой – 2 балла. Потеря личных вещей (шапочка, косынка, повязка, очки, часы и т.п.) не штрафуется.

Разъяснения штрафов за нарушения по технике

5.1. Потеря страховки (судейской или командной) при прохождении дистанции – снятие.

Отсутствие страховки или невыполнение ею своей функции. Нарушением считается:

5.1.1. Конец страховочной веревки отстегнулся при прохождении маршрута (этапа) от индивидуальной страховочной системы участника, самостраховка отсутствует и страховку нельзя восстановить самостоятельно без дополнительных передвижений участника;

5.1.2. Когда участник ушел на такое расстояние в сторону («маятник»), что страховочная веревка перестала выполнять функцию страховки, недопустимо большой маятник. Штраф налагается, если после третьего предупреждения участник не принимает мер к устранению маятника.

5.2. Прекращение страховки – 5 баллов.

Нарушением считается временное отсутствие у участника страховки или самостраховки; страховку или самостраховку можно восстановить самостоятельно без перемещения участника по рельефу.

Нарушением считается:

5.2.1. Прекращение страховки страхующим:

  • выпуск веревки из регулирующей руки (при этом применение специальных, предназначенных для этого сертифицированных страховочных устройств, используемых в соответствии с рекомендациями производителя по их применению, снимает это требование);
  • неправильная смена страхующего.

5.2.2. Потеря страховки страхуемым:

  • начало движения без командной страховки;
  • неправильная замена страховочной веревки.

5.2.3. Неправильный переход от страховки к самостраховке:

  • снятие с самостраховки без командной страховки;
  • прекращение командной страховки при отсутствии самостраховки.

5.2.4. Неправильные действия при движении по перилам

  • отстегивание от одного участка перил до пристегивания к другому.
  • движение «первого» участника по вертикальным судейским перилам без судейской страховки или самостраховки.

5.2.5. Большой маятник. Штраф выставляется, если после второго предупреждения участник не принимает мер к уменьшению маятника.

5.3. Неправильная страховка – 3 балла.

Страховка, которая может не обеспечить удержание страхуемого при срыве или может вызвать опасные последствия для страхующего. Штраф дается за каждый неправильно выполненный прием на маршруте (этапе). Нарушением считается:

5.3.1. Неправильные действия страхующего:

  • неправильный выбор вида страховки;
  • не закреплен конец страховочной веревки на ПС или на участнике на данном ПС или веревки сопровождения при навесной переправе, маятнике и пр. (кроме водной переправы);
  • страховка без рукавиц (перчаток) при отсутствии страховочного устройства;
  • незамуфтованный карабин или размуфтовался в системе страховки (самостраховки);
  • на навесной переправе – отсутствие второго (страховочного) карабина на командных веревках.

5.3.2. Неправильные действия страхуемого:

  • большое провисание страховочной веревки - ниже ступней страхуемого при верхней страховке;
  • выход на маятник. Штраф выставляется, если после предупреждения судьи участник не принимает мер к уменьшению маятника.

5.3.3. Неправильное расположение страхующего относительно страхуемого:

  • под движущимся участником;
  • под перемещаемым грузом;
  • в зоне перемещения страховочной веревки при срыве страхуемого;
  • взаимное перетирание страховочных (самостраховочных) веревок.

5.3.4. Неправильное движение по перилам (при отсутствии командной страховки, самостраховки):

  • нахождение более одного участника на одном локальном участке одинарных перил;
  • использование командной страховочной веревки в качестве перил (однократное нагружение не штрафуется).

5.3.5. Отсутствие узла на конце спусковой веревки.

5.4. Срыв верхнего участника с повисанием на судейской страховке - снятие.

Нарушением считается полный срыв участника (т.е. потеря всех точек опоры на рельефе) с прекращением падения благодаря срабатыванию судейской страховки.

Верхним является участник, обеспеченный нижней командной страховкой, т.е. когда верхний пункт, в карабин которого заложена веревка командной страховки, находится ниже ног стра­хуемого. При траверсе участник, обеспеченный односторонней командной страховкой, счита­ется верхним, а обеспеченный двусторонней командной страховкой или односторонней стра­ховкой и командными перилами, считается нижним. Если при срыве участника одновременно сработали судейская и командная страховки и установить, какая из них предотвратила падение невозможно, вопрос решается в пользу команды.

Рекомендуется при срыве не снимать участника (связку, команду) с дистанции, а наказывать штрафом в 10 баллов. При этом в Условиях прохождения дистанции должно быть оговорено количество допускаемых срывов на каждом маршруте этапе или каждым участником (как правило, допускается не более 3 срывов).

5.5. Использование судейской страховки для передвижения – 10 баллов.

Нарушением считается каждое однократное нагружение судейской страховки движущимся участником или использование ее для поддержания равновесия.

При навесной переправе нарушением считается однократное нагружение судейской страховки (судейских страховочных перил) самостраховкой переправляющегося участника.

5.6. Выход за ограничение – снятие.

Нарушением считается полный выход (всеми точками опоры) участника за ограничения по рельефу, даже при закреплении командных веревок на верхних ПС, т.е. прекращение его контакта с дистанцией и продолжение движения за зоной ограничения.

5.7. Использование опоры за ограничением - 10 баллов.

Нарушением считается нагружение конечностью или любой частью тела ограничительных линий или рельефа за ограничением. Штраф налагается за каждое разовое нагружение опоры и суммируется в пределах маршрута (этапа), но не более 5 раз. При бόльшем количестве нарушений – снятие.

Не является нарушением:

  • касание неплотно прилегающего к рельефу ограничительного материала;
  • перенос конечностей или тела по воздуху над ограничительными линиями или над зоной ограничения;
  • касание ограничительных линий или рельефа за ограничением свободными частями одежды или висящим на участнике снаряжением, контрольным грузом(без опоры о рельеф) и т.д.

Условиями прохождения дистанции может быть оговорена дополнительная регламентация судейства данного пункта. (Например: «Ограничения действуют только для первых участников на маршрутах (этапах)» или «Транспортировка контрольного груза в створе ограничений» и др.).

5.8. Пропуск пункта промежуточной страховки – 5 баллов.

Командный пункт промежуточной страховки (ППС) считается пропущенным, после прощелкивания страховочной веревки в карабин на следующем пункте или если расстояние между ППС (или ПС и ППС) превышает допустимый интервал, если иной интервал не оговорен в Условиях прохождения дистанции.

Нарушением считается:

  • страховочная веревка не прощелкнута в пункт промежуточной страховки или отстег­нулась от него до постановки участника на самостраховку в пункте страховки (ПС);
  • забитый командный крюк (закладной элемент) вырвался в пункте промежуточной страховки при прохождении верхнего участника до его постановки на самостраховку в пункте страховки;
  • превышено расстояние между самостоятельно организуемыми пунктами промежу­точной страховки, оговоренное данным Регламентом или Условиями прохождения дистанции.

5.9. Не выбит командный крюк – 5 баллов.

Нарушением считается оставление на дистанции после финиша команды или прохождения этапа забитого командного крюка или закладного элемента (независимо от того, использова­лись ли они в качестве промежуточных пунктов страховки или как точки опоры).

Штраф налагается за каждый оставленный на дистанции крюк.

Если крюк или закладной элемент выпал, но не подобран командой и остался на дистанции после финиша команды, то это оценивается как потеря единицы снаряжения.

Допускается иное наказание, оговоренное в Условиях прохождения дистанции (маршрута, этапа) при оставлении личного или командного специального снаряжения, используемого при прохождении.

5.10. Неправильное выполнение элемента технического приема – 5 баллов.

Под «техническим приемом» понимается специально оговоренные в Условиях прохождения дистанции (маршрута, этапа) приемы транспортировки участника, «маятники», переправы и т.д.

Нарушением считается:

  • провис транспортировочных веревок при подъеме или спуске участника с сопровождающим ниже коленей ног сопровождающего;
  • неодинаковое натяжение ветвей транспортировочных веревок (провис одной из ветвей ниже коленей ног сопровождающего);
  • перенос нагрузки при транспортировке участника на грудную обвязку участника или сопровождающего;
  • сдвоенные транспортировочные веревки выше точки крепления участника и сопровождающего не связаны общим узлом или узел находится вне зоны контроля сопровождающего;
  • отсутствие фиксирующего схватывающего узла или устройства на транспортировочных(ой) веревках(е);
  • фиксирующий схватывающий узел на двойных транспортировочных веревках связан из одинарного репшнура;
  • фиксирующее устройство из репшнура при транспортировке участника закреплено непосредственно на карабине, входящем в систему полиспаста или тормоза;
  • неправильно расположены муфты карабинов в тормозной системе (возможно развинчивание их веревкой);
  • не завинчена или размуфтовалась муфта карабина в системе подъема или спуска при транспортировке участника или всех видов переправ;
  • концы транспортировочных веревок при подъеме или спуске транспортируемого участника не закреплены на ПС или на участнике, или размуфтовался карабин на котором они крепятся;
  • крепление карабинного тормоза или тормозного устройства непосредственно к грузовой петле без промежуточного карабина;
  • регулирующие спуск (подъем) транспортируемого участника допускают резкое протравливание или выбор транспортировочных веревок (рывки);
  • неаккуратное обращение с транспортируемым участником – сопровождающий не предохраняет транспортируемого участника от ударов о рельеф и т.д.;
  • транспортируемый участник осуществляет помощь при транспортировке (за каждое нарушение). Если при прохождении данного маршрута (выполнения тех. приема) после 3(трех) предупреждений судьи и объявления штрафа помощь продолжается, то команда снимается за невыполнение требования судьи;
  • транспортируемый участник производит действия во время подготовки к транспортировке или во время движения. При этом характер «травмы» должен быть оговорен в Условиях прохождения дистанции (маршрута, этапа). (Например: если оговорены «травмы ног», то команда наказывается по данному пункту, если транспортируемый участник опирается ногами на рельеф во время транспортировки; работа транспортируемого участника руками при этом не штрафуется). В случае, когда задана «травма рук» – штрафуется работа транспортируемого участника руками. Транспортируемому участнику допускается поправлять личные вещи: каску, очки, воротник, рукавицу и т.д., а также защищать лицо от соприкосновения с рельефом, снаряжением и т.д., а также совершать действия, направленные на обеспечение личной безопасности (поправлять индивидуальную страховочную систему, грузовые лямки и прочее, предупредив об этом судью).
  • спуск по веревке без наличия трения о спусковое устройство и т.п.

5.11. Потеря контрольного груза, основной веревки и прочего снаряжения.

Потерянным считается снаряжение (контрольный груз), если оно оставлено на дистанции после финиша команды, утеряно или преднамеренно сброшено.

Не является нарушением, если снаряжение, оставленное или утерянное в пределах дистанции (этапа) одним участником, доставит к финишу другой.

Пришедшее в негодность групповое или личное специальное снаряжение (например: сломался молоток, лесенка или порвалась вспомогательная веревка), но не оставленное на дистанции после финиша команды не считается потерянным.

5.11.1. Потеря контрольного груза – снятие.

Нарушением считается, когда груз или его часть оставлен на дистанции и команда не в состоянии вернуть его без нарушения Условий соревнований или обеспечения безопасности.

К нарушению относится также падение контрольного груза, повреждение его упаковки, повлекшее за собой утерю его части.

5.11.2. Потеря основной веревки – 10 баллов.

Нарушением считается отказ или невозможность вернуть веревку длиной не менее 5 м без нарушения условий.

Нарушением считается также сбрасывание или перебрасывание основной веревки, не закрепленной хотя бы одним концом или не удерживаемой руками.

5.11.3. Потеря прочего снаряжения – 1 балл.

Штраф налагается за каждую оставленную или утерянную единицу личного или группового специального снаряжения. Если группа предметов сблокирована в единую систему (например, оттяжка с жестко прикрепленными к ней карабинами), то при утере она считается за один предмет.

Потеря личных вещей участников (часы, очки, шапочки и т.д.) не штрафуется.


6. Нарушения по тактике

Таблица штрафных баллов по тактике
Таблица 4

Наименование нарушения Баллы
1 Заявки по тактике не сдана 50% от общего контрольного времени (То)
2 Отклонение от прохождения заявленного маршрута 5
3 Изменение места применения технических средств или приемов 10
4 Изменение схемы технического приема (полиспаста, подъема по веревке и др.) 10
5 Изменение способа движения или изменение способа транспортировки контрольного груза 3
6 Изменение количества участников или их номеров при прохождении маршрутов (этапов), а также номеров транспортируемых участников. 3
7 Изменение заявленного времени прохождения (за 1% отклонения) 0,2
8 Общее впечатление 1 – 5

Примечание: в отдельных случаях судейская коллегия может оговорить в Условиях проведе­ния соревнований изменение (уменьшение или увеличение) или введение дополнительных штрафов.

Разъяснения штрафов за нарушения по тактике

6.1. Заявка по тактике не сдана – 50% от общего контрольного времени (То)

Команда не сдала тактическую заявку за 15 мин. до старта первой команды на дистанции, или времени оговоренного Условиями проведения соревнований

6.2. Отклонение от заявленного маршрута – 5 баллов.

Изменен порядок прохождения или количество отдельных заявленных пунктов на маршруте, этапе (за каждый).

6.3. Изменение места применения технических средств или приемов – 10 баллов.

Изменение точек применения технических приемов – переправы, полиспаста, вытягивания контрольного груза, перил и др. (за каждый).

6.4. Изменение схемы технического приема (полиспаста, подъема по веревке и др.) – 10 баллов.

Изменение вида полиспаста, элементов наращивания веревок, тормозного устройства и др. (за каждый).

6.5. Изменение способа движения и изменение способа транспортировки контрольного груза – 3 балла.

Изменение способа движения - например: вместо лазания - движение по перилам, или способа транспортировки контрольного груза: вместо подъема на участнике – вытягивание его веревкой и др. (за каждый).

6.6. Изменение количества участников или их номеров на маршрутах (этапах), а также номеров транспортируемых участников – 3 балла.

Изменены номера участников или транспортируемых участников на маршрутах или этапах.

Изменено количество участников, идущих по разным маршрутам этапа (например: на этапе «Подъем» по М1 заявлено 2 участника, по М2 – 4 участника, а фактически идут по 3 частника на каждом маршруте).

6.7. Изменение заявленного времени (за 1% отклонения) – 0,2 балла.

Оценивается разница фактического времени прохождения дистанции от заявленного (за каждый 1% отклонения).

6.8. Общее впечатление – от 1 до 5 баллов.

Неспортивное или неэтичное поведение участников внутри команды и по отношению к другим участникам соревнований и судьям – грубость, пререкания, ненормативная лексика (жесты) в адрес члена команды, судей, зрителей, участников других команд.


Приложение 1 (обязательное)

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ, ЭЛЕМЕНТЫ И ИХ ОБОЗНАЧЕНИЕ

НА СХЕМАХ ДИСТАНЦИИ (МАРШРУТА, ЭТАПА), В ЗАЯВКАХ ПО ТАКТИКЕ.

1. Условные обозначения технических приемов:

Лазание (Л). Под приемом понимается лазание по различным формам горного или искусственного рельефа с использованием особенностей рельефа, по льду с использованием ледовых инструментов.

Искусственные точки опоры (ИТО). Под приемом понимается использование для опоры на рельеф или поддержания равновесия неприродных элементов естественного рельефа (крючьев, закладок, «скай-хуков» и т.д. с лесенками, петлями и т.п.)

Подъем по веревке (В­). Понимается подъем по жесткозакрепленной веревке с помощью рук , схватывающих узлов или с опорой на механические зажимы.

Спуск по веревке (В¯). Понимается спуск по веревке с применением элементов трения (стандартных спусковых устройств типа «восьмерки», «десантер», «рогатки», узла УИАА и т.п., закрепленных на участнике, или с обеспечением трения о корпус участника).

Маятник (М). Понимается перемещение участника маятником с подвеской на закрепленной одним концом свободно висящей основной веревке.

Маятник на веревке спуска (М¯). Понимается спуск по веревке и перемещение маятником на этой же веревке спуска.

Движение по перилам (П). Движение участников с самостраховкой по горизонтальным или слабо наклонным, командным или судейским перилам.

Движение по переправе (НП). Движение участников с самостраховкой по горизонтальным или наклонным, командным или судейским навесным переправам.

Вытягивание веревкой (ВВ). Понимается вытягивание участника по склону или наклонной навесной переправе дополнительной основной, не страховочной, командной веревкой.

2. Условные обозначения элементов:

С – старт;
Ф – финиш;
ПФ – промежуточный финиш;

КП – контрольный пункт (обязательный для посещения всей командой);

ПС – пункт страховки, оборудованный службой дистанции (обозначается треугольником). Пункт страховки, оборудованный заглушенными судейскими карабинами дополнительно обозначается перечеркнутым по диагоналям квадратом;

ЛО – линия ограничения (обязательные ограничения обозначаются двойной тонкой линией с изломами, направляющие (разграничивающие) обозначаются двойной пунктирной линией с изломами).

ПСК – пункт страховки, оборудованный командой самостоятельно (обозначается закрашенным треугольником);

ППС – пункт промежуточной страховки, оборудованный командой самостоятельно (обозначается закрашенным кружками);

СС – судейская страховка;

ППСС – пункт промежуточной судейской страховки, оборудованный службой дистанции (обозначается кружками);

СП – судейские перила, оборудованный службой дистанции, обозначаются толстой сплошной линией (одинарные – одной линией, двойные – двойной линией);

ССП – судейские страховочные перила, оборудованный службой дистанции, обозначаются одной тонкой сплошной линией (нагрузка не допускается);

Все подъемы, спуски, траверсы и т.д. обозначаются пунктирными линиями со стрелками, указывающими направление движения.

Площадка спуска обозначается перечеркнутым кругом.


Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ВЕРЕВОЧНЫЕ УЗЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПО ИХ ПРИМЕНЕНИЮ

1. Для связывания концов веревок одинакового диаметра применяются:

1.1 Встречный и встречная восьмерка;
1.2 Грепвайн;
1.3 Шкотовый и брамшкотовый узлы на проводнике;
1.4 Соединение веревок карабинов через узлы серии «проводник».

Предупреждение: В системе страховки и транспортировки участников недопустимо применение следующих узлов: прямой, академический, шкотовый, брамшкотовый.

Все эти узлы склонны к саморазвязыванию, даже при наличии контрольных узлов при переменной нагрузке и при неблагоприятных климатических факторах.

2. Узлы для связывания концов веревок разного диаметра и для связывания двойной и одинарной веревок.

2.1. Шкотовый и брамшкотовый на проводнике;
2.2. Соединение веревок карабином через узлы серии «проводник».

3. Узлы для соединения с опорой.

3.1. На опорах круглого сечения (стволы деревьев, металлические трубы, бетонные сваи и т. п.):

3.1.1. Карабинная удавка, одинарная или двойная, т. е. защелкивание вокруг опоры карабином за опорную веревку (карабин крепится на конце веревки узлом проводника);
3.1.2. Одинарным, двойным или тройным стременем;
3.1.3. Одинарным, двойным или тройным штыком;
3.1.4 Булинь.

3.2 На карабине:
3.2.1 Узел УИАА (одинарный, двойной, тройной) с закреплением свободного конца веревки.

4. Крепление веревки к участнику

4.1. Узел «восьмерка»
4.2. Узел проводника с контрольным.
4.3. Узел среднего в связке.

5. Схватывающие узлы (выполняются петлей из репшнура)

5.1. Прусик

  • симметричный одно охватный – применяется на одинарной основной веревке;
  • классический (двух охватный ) – применяется на двойной основной веревке;
  • симметричный трех охватный – применяется на двойной основной веревке.

5.2. Австрийский – прямой и обратный.
5.3. Узел Бахмана, Бахмана с вкладышем, Бахмана не полный.
5.4. Псевдобахман.
5.5. УПИ
5.6. Симметричные схватывающие узлы для двойной веревки с карабинным вкладышем.

6 Узлы в страховочной системе участников

6.1. Двойной булинь.
6.2. Встречная восьмерка

7. Контрольные узлы (Применяются как страховочные для предотвращения развязывания практически всех выше перечисленных узлов)

7.1. Прямой контрольный
7.2. Полугрепвайн
7.3. Брамшкотовый

Общие требования к узлам.

Узел должен быть затянут. В узле не должно быть перекрученных прядей. Рисунок узла должен соответствовать его стандартной форме, указанной в методической литературе по альпинизму и туризму.

Как пример рисунки узлов, и их применение смотри в «Методических рекомендациях по проведению соревнований по туристскому многоборью», Устиновский Н.Н., Екатеринбург, 2002г.

Все узлы, в том числе и контрольные должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

Комментарии:

Элементы 1—1 из 1.
Сергей Кузнецов 7 мая 2010 г. 15:17 #
Внесены изменения в регламент.
Ранее это была версия от 6.05.2009.

Изменения коснулись пунктов: 1.1.2, 1.3.6, 2, 2.3.3, 2.8.1, 2.9.3, 2.9.4, 3.2, 3.4, 3.6, 3.8, 3.11, 3.13, 3.17, 3.18, 5.1.2, 5.2.4, 5.2.6, 5.3.2, 5.6, 5.7, 5.10, 5.11.1, 6.8, таблица 1, таблица 2, таблица 3.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.