Диалог о лыжах. Ретро-зарисовка о лыжах Бескид

Подборка архивного материала. Журнал «Турист» № 1 1977 года.

На заседании Московского филиала Географического общества СССР отчитывалась одна из полярных экспедиций. Ее руководитель не говорил о мужестве своих товарищей, перенесенных трудностях, опасностях, что подстерегали их в пути, — все это само собой разумелось. В зале сидели люди не падкие на эмоции, люди, многим из которых приходилось во время путешествий преодолевать трудности, не снившиеся героям Джека Лондона. Оживился зал, когда докладчик поднял над головой лыжу и сказал:
— Прекрасно себя зарекомендовали эти лыжи. Спасибо их создателям …
— А ну, покажи, покажи, это встал в президиуме дважды Герой Советского Союза Иван Дмитриевич Папанин. Он повертел лыжу в руках, погладил полоз, прочел вслух название «Бескид» — и вернул, сказав с сожалением:
— У нас таких не было …

… И не могло быть. Не только в экспедициях Папанина, но и в недавних, состоявшихся, скажем, два-три года назад, этими словами начал нашу беседу главный конструктор Мукачевской экспериментальной лыжной фабрики Иван Николаевич Бобита.
— Значит, если разговор перенести еще на три-четыре года …
— Разумеется. Продукция должна постоянно совершенствоваться — в этом дух и требование времени. Больше двух лет мы модель не выпускаем. Сегодняшнюю «Тису» нельзя сравнивать с той; что была десять лет назад.
— «Тиса» относится к классу гоночных лыж. Наших же читателей больше интересуют лыжи туристские. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Ну, во-первых, многие туристы, в том числе и я, отправляются в походы на гоночных лыжах… Но давайте перейдём к туристским. Мы их выпускаем двух типов; «Бескид» — это горнотуристские и туристские лыжи без окантовки.
«Бескид» пользуется особым спросом у любителей горнолыжного туризма, приверженцев которого становится всё больше и больше. К ним требования особые. Им, например, нужна особая прочность, ширина, чтобы не проваливались на целине, морозостойкость, износоустойчивость …

— Какие требования предъявляются к лыжам туристским и гоночным?
— Если коротко: легкость и прочность, мягкость и жесткость, эластичность …
Современная лыжа — это не доска с желобом посередине, загнутая на конце, хотя раньше выпускали и такие. Она состоит из 18-22 деталей разных пород древесины, а «Бескид», у которого металлический полоз, — более чем из сорока … Сложность, конечно, не в количестве деталей. Лыжа должна, что называется, «играть», а это зависит от многих причин. Дерево — материал непостоянный. Можно изготовить лыжу без всяких нарушений технологии, а она через два дня потеряет свои ходовые качества …

— Из каких пород дерева изготавливают лыжи?
— Береза, осина, ясень. Причем березу мы получаем из Сибири, она прочнее, а наша украинская не годится, ясень предпочтительнее с Кавказа. От чурбака до готового изделия путь очень длинный. Дерево требует минимум полугодовой естественной выдержки — тогда оно приобретает совершенно иные физические качества. И лишь после этого дерево распиливают, получают детали… думаю, что нет смысла подробно останавливаться на технологии. Все равно современную лыжу — клееную, многослойную, состоящую из разных пород древесины — в кустарных условиях изготовить невозможно. Она проходит на фабрике свыше 90 операций.

И тут я обязан сказать добрые слова о тех, кто непосредственно делает лыжи, — о наших замечательных мастерах. Только тогда «заиграет» лыжа, когда изготавливают ее люди, тонко чувствующие дерево, прекрасно знающие его «повадки», особенности. У нас есть мастера, о которых говорят: золотые руки. К ним отнесу Степана Горонди, Евгения Туриса, Степана Хименец… Список этот может быть очень длинным.

— Как долог век лыжи?
— Туристской: две-три тысячи километров. Мы учитываем специфику — трудные переходы по льду, смерзшемуся снегу, то, что принято называть «бездорожьем». На гоночных лыжах можно пройти до 4 тысяч километров. Это данные испытаний — стендовых и беговых. Видимо, этого достаточно, хотя лыжи пластиковые рассчитаны на более долгий срок эксплуатации. Сейчас мы уже приступили к выпуску пластиковой «Тисы», на очереди — туристские.

— Иван Николаевич, учитывают ли конструкторы фабрики замечания и пожелания, высказанные теми, кто пользуется вашей продукцией?
— Обязательно. Нам помогают в работе письма, что присылают спортсмены, туристы. Мы сами довольно часто выезжаем на соревнования, слеты, интервьюируем сотни людей. Кроме того, мы постоянно знакомимся с продукцией ведущих советских и зарубежных лыжных фабрик.
— И если сравнивать лыжи мукачевские с лыжами зарубежными?
— Что ж, без ложной скромности скажу, что мы вполне конкурентоспособны. Кстати, только Канада у нас закупает ежегодно пять тысяч пар лыж. Что касается фабрик советских, то мы с ними дружим и щедро делимся всеми секретами и новинками. Думаю, покупатели заметили, что качество отечественной продукции все улучшается.

— Иван Николаевич, у каждого конструктора, очевидно, есть не только ближайшие планы, но и мечта. Вы, например, не мечтаете создать идеальную туристскую лыжу?
— У меня есть интересные задумки, конкретные расчеты, которые обязательно надо воплотить в жизнь. А мечта? Есть, конечно, но мы, конструкторы, еще и большие реалисты. Ведь надо всегда учитывать производственные возможности, имеющиеся материалы, ни в коем случае не удорожать продукцию — это государственная политика.
Что же касается идеальной туристской лыжи… Математическую модель ее пытались создать наши ученые. В эпектронно-вычислительную машину «заложили» необходимые условия и получили эту модель. Оказалось, что такую лыжу технически невозможно изготовить, цена ее непомерно велика, а самое главное — она… непригодна к эксплуатации. Так что я сторонник не идеальных моделей, а отличных, доброкачественных, долговечных лыж.

— Когда фабрика готовила лыжи для полярной экспедиции…
— Нет. Никакого спецзаказа не было. Участники экспедиции получили обычные, серийные лыжи. Те самые, которые покупают туристы в магазине. Потому что мы одинаково ответственны за людей, которые отправляются и в научную экспедицию, и в трудный туристский поход. Нет у нас и так называемого экспортного исполнения: в магазинах городов Торонто и Рязани продаются совершенно одинаковые лыжи.

— И последний вопрос: какими новинками порадует туристов фабрика?
— В последние годы определился практически новый вид туризма — горный. Не исключено, что дойдёт очередь и до водного. Мы сейчас выпускаем три вида водных лыж. Может они станут не только спортивным, но и туристским инвентарём?

В.Назаров ( спец.корр) 1977 год.

P.S.: А что сегодня в Мукачево?
СП «Фишер-Мукачево» создано в 1995 году на базе капитала двух соучредителей — акционерного общества закрытого типа «Лыжная фабрика «Тиса» и австрийской фирмы «Фишер ГМБХ». Предприятие занимает территорию свыше 14 га, площадь производственных помещений, цехов и участков составляет около 28 000 кв. м.
По официальной информации предприятие выпускает 140 моделей спортивно-беговых лыж, а также 80 моделей горных лыж.

Кроме лыж предприятие изготовляет хоккейные клюшки. Этот вид спортинвентаря представлен более чем 140 модификациями.
СП «Фишер-Мукачево» ежегодно производит полное обновление коллекций лыж и клюшек. Производственный процесс на предприятии построен на замкнутом технологическом цикле производства — от переработки сырья до изготовления готовой продукции. Основными заказчиками продукции являются фирмы Fisher, Salomon, Rossignol, Аtomik, Nordica.

СП «Фишер-Мукачево» — единственное на Украине предприятие, изготавливающее лыжи. СП производит лыжи для 43 стран мира. Предприятие вырабатывает около 50% всего количества беговых и горных лыж в мире.

Материал «вынут» из архивов и подготовлен А.Волковым.

Комментарии:

Нет результатов.
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь.